Популярные статьи
Орфанные лекарственные препараты: установка статуса, клинические исследования, регистрация
02 августа 2022
Требования к статистическим аспектам клинического исследования
06 сентября 2022
Добровольная сертификация БАД
16 августа 2022
Изменение категории отпуска ЛП
19 июня 2022
Внезапный визит аудитора
06 июля 2022
Ввоз незарегистрированных ЛП
19 июня 2022
3 изменения в обороте лекарственных средств с 2022 года
19 июня 2022
Новые правила импорта лекарств
19 июня 2022
Инспекции Росздравнадзора в клинических исследованиях
07 октября 2022
Особенности регистрации хорошо изученных препаратов
15 ноября 2022
Подпишитесь на нашу рассылку.
Орфанные лекарственные препараты: установка статуса, клинические исследования, регистрация

Установка статуса орфанного препарата

Решение Совета Евразийской Экономической Комиссии № 78 от 3 ноября 2016 года о Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения (с изменениями на 17 марта 2022 года) (далее — Решение № 78) определяет орфанный (редкий) лекарственный препарат как лекарственный препарат, предназначенный для диагностики, этиопатогенетического или патогенетического лечения (лечения, направленного на механизм развития заболевания) редких (орфанных) заболеваний, частота которых не превышает официально определенного уровня в государстве-члене. Из этого следует, что статус орфанного лекарственного препарата определяется на национальном уровне.

Кроме того, п. 6 Решения № 78 уточняет, что признание лекарственного препарата орфанным на территориях всех или нескольких государств-членов осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов, что подразумевает отсутствие единых критериев для присвоения препарату статуса орфанного и необходимость получения решения национального уполномоченного органа в каждой из стран-членов.

В Российской Федерации Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 26.03.2022 года) «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) определяет в п. 6.1 ст. 4. орфанные лекарственные препараты как «лекарственные препараты, предназначенные исключительно для диагностики или патогенетического лечения (лечения, направленного на механизм развития заболевания) редких (орфанных) заболеваний».

Согласно ст. 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет»».

Во исполнение данных законодательных требований перечень орфанных заболеваний размещается и обновляется Министерством здравоохранения РФ на основании собранных статистических данных на его официальном сайте https://minzdrav.gov.ru/documents/9641-perechen-redkih-orfannyh-zabolevaniy

Он включает более 200 позиций — это и отдельные заболевания, и группы болезней. В настоящее время в мире доступно лишь около 400 лекарственных средств для лечения 250 редких заболеваний.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 (ред. от 05.06.2020 года) также сформирован перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности и установлен специальный порядок ведения Федерального регистра лиц, страдающих такими жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями. 24 редких заболевания/группы болезней обеспечиваются лекарственными препаратами и лечебным питанием за счет средств регионального бюджета.

Особенности регистрации орфанных лекарственных препаратов в РФ

Ст. 13 Закона № 61-ФЗ регламентирует особый 2х-этапный процесс регистрации, уточняя, что «… государственная регистрация орфанных лекарственных препаратов осуществляется по результатам экспертизы документов, представленных для определения возможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного лекарственного препарата, и по результатам экспертизы лекарственных средств».

В Российской Федерации ускоренная экспертиза лекарственного препарата, признанного орфанным, закреплена в ч. 2 ст. 21. Закона № 61-ФЗ, которая уточняет, что экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения проводятся в порядке ускоренной процедуры в соответствии со ст. 26 Закона № 61-ФЗ.

I. Экспертиза возможности рассматривать ЛП в качестве орфанного

Экспертиза документов, представленных для определения возможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения при осуществлении государственной регистрации в качестве орфанного, осуществляется согласно ст. 14 ч .2 и ст. 15 61-ФЗ Федеральным государственным бюджетным учреждением, созданным для выдачи разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов и государственной регистрации лекарственных препаратов (далее — экспертное учреждение). Это ФГБУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Министерства Здравоохранения РФ (ФГБУ НЦ ЭСМП).

За данную экспертизу взимается отдельная государственная пошлина согласно ст. 18 ч. 2 п 10 (а) ФЗ-61, которая с 01.01.2022 года в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2021 № 382-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» составляет 420 000 рублей.

Ст. 20 Закона № 61-ФЗ устанавливает максимальный срок для проведения экспертизы и вынесения экспертного заключения в 30 рабочих дней со дня получения экспертным учреждением задания от Министерства здравоохранения и предоставления необходимых документов, перечисленных в пп. 1, 2, 5, 6, 10 ч. 4 и в ч. 7 ст. 18 Закона № 61-ФЗ.

В течение 5 рабочих дней Минздрав информирует заявителя о результатах проведенной экспертизы с приложением копии экспертного заключения (с сохранением конфиденциальности информации о составе экспертной комиссии) о возможности или невозможности рассматривать лекарственный препарат для медицинского применения в качестве орфанного лекарственного препарата (ч.1 ст. 21. Закона № 61-ФЗ).

При вынесении комиссией экспертов положительного заключения уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения данного заключения, принимает решение о выдаче задания на проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для медицинского применения в порядке ускоренной процедуры экспертизы лекарственного средства в соответствии со статьей 26 Закона 61-ФЗ (ч.2 ст. 21. Закона № 61-ФЗ).

II. Экспертиза лекарственного средства по ускоренной процедуре

Согласно п.120.11 Решения № 78 при применении ускоренной процедуры срок проведения регистрации и экспертизы лекарственного препарата в референтном государстве не должен превышать 100 рабочих дней с даты подачи заявления на регистрацию лекарственного препарата до дня выдачи регистрационного удостоверения.

Ч. 3 ст. 26 Закона № 61-ФЗ устанавливает сроки экспертизы, уточняя, что ускоренная процедура экспертизы лекарственных средств проводится по решению соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти на основании заявления заявителя в срок, не превышающий 80 рабочих дней. При этом экспертиза документов, содержащихся в регистрационном досье на лекарственный препарат, проводится в срок, не превышающий 10 рабочих дней, экспертиза качества лекарственного средства и экспертиза отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата проводятся в срок, не превышающий 60 рабочих дней. При этом ускоренная процедура экспертизы в целях государственной регистрации орфанных препаратов применяется в виде исключения и в отношении референтных лекарственных препаратов (ст. 26, ч. 2, п. 2 Закона № 61-ФЗ).

Ускоренная процедура экспертизы лекарственных препаратов проводится в порядке, установленном статьями 17-20,23 и 24 Закона № 61-ФЗ, и не означает снижения требований к безопасности, качеству и эффективности лекарственных препаратов (ч.4 ст. 26 Закона № 61-ФЗ).

П.120.11 Решения № 78 оговаривает применение ускоренной экспертизы для орфанных лекарственных препаратов. Важно отметить, что решением Совета ЕЭК от 17 марта 2022 года № 36 п.6 Решения №78 был дополнен (вступил в силу с 28 марта 2022 года): в случае, если лекарственный препарат предназначен для лечения орфанного заболевания, включенного в перечни, которые ведутся в соответствии с законодательством отдельного государства-члена, регистрация такого лекарственного препарата в референтном государстве с целью обращения лекарственного препарата на рынке только этого государства (национальная процедура регистрации) осуществляется по ускоренной процедуре без предварительной экспертизы на орфанность. (Раздел VII Правил, утвержденных Решением № 78). Таким образом, регистрация в вышеуказанном случае возможна в один этап без предварительного подтверждения орфанности.

Клинические исследования орфанных лекарственных препаратов В РФ и ЕАЭС

Сложности проведения клинических испытаний орфанных препаратов связаны в первую очередь с небольшой популяцией пациентов, а также с высокой стоимостью данных препаратов и с трудностями, возникающими при выборе препарата сравнения. Пациенты не проживают в одном регионе, неоднородны по возрасту и сопутствующим заболеваниям, характеризуются малой предполагаемой продолжительностью жизни, что приводит к небольшому объему выборки и затруднению статистического подтверждения результатов исследований. Кроме того, новаторский характер исследований не всегда позволяет обосновать выбор критериев для оценки эффективности (выбор биомаркеров или суррогатных точек). По этим причинам во многих странах на законодательном уровне закрепляются упрощенные процедуры для разработки, регистрации и вывода на фармацевтический рынок орфанных лекарственных препаратов.

Важно отметить, что п. 3.1. ч.3 ст. 26 Закона № 61-ФЗ позволяет в отношении орфанных лекарственных препаратов представлять результаты доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, выполненных за пределами Российской Федерации в соответствии с правилами надлежащей лабораторной практики и правилами надлежащей клинической практики.

Объем информации, необходимый для формирования раздела клинической документации при государственной регистрации орфанного лекарственного препарата, указан в Приложении к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2015 г. № 930н.

Он включает:

✔️ отчеты об исследованиях биодоступности, исследованиях, устанавливающих корреляцию результатов, полученных в условиях in vitro и in vivo;

✔️ отчеты о фармакокинетических исследованиях;

✔️ отчеты о фармакодинамических исследованиях;

✔️ отчеты о клинических исследованиях эффективности и безопасности.

Ст. 2 Приложения уточняет, что при невозможности представления отчетов о результатах клинических исследований орфанного лекарственного препарата для медицинского применения, проведенных в Российской Федерации, или отчетов о результатах международных многоцентровых клинических исследованиях орфанного лекарственного препарата, часть из которых проведена на территории Российской Федерации, представляются отчеты о проведенных клинических исследованиях орфанного лекарственного препарата, выполненных за пределами Российской Федерации в соответствии с правилами надлежащей клинической практики.

Ст. 16 Приложения 1 к Решению № 78 оговаривает, что в случае орфанных препаратов могут применяться основные положения части II (регистрация в исключительных случаях). Заявитель должен обосновать в резюме по доклиническим и клиническим исследованиям причины, по которым невозможно представить полную информацию, и представить обоснование соотношения пользы и риска для рассматриваемых орфанных препаратов.

02 августа 2022