В рамках прошедшего на этой неделе в Москве Второго Национального Российского Рекламного Форума состоялась сессия «Фарма: те, которых нельзя называть: реклама фармацевтических препаратов, запреты и возможности сегодня».
Выступая перед собравшимися, заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина представила позицию антимонопольного ведомства. Она отметила, что нельзя вводить потребителя рекламной информации в заблуждение, давая ему надежду на быстрое излечение от болезни.
Действительно, читатель (телезритель, радиослушатель) воспринимает рекламный сюжет целиком. Тут роль играют не только слова, но и музыкальный фон, иллюстрации, даже тон, с которым актеры произносят ту или иную фразу и, как это ни удивительно может показаться, затянувшаяся пауза. Все зависит от сценария и постановки. «Даже если в рекламе лекарств нет слов «быстро излечит», — подчеркнула Татьяна Никитина, — при определенных условиях может создаться впечатление гарантии эффективности препарата». Она призвала рекламодателей и рекламопроизводителей обращать внимание не только на слова, но и на общее содержание рекламного сообщения, на то, как оно воспринимается зрителем (слушателем, читателем), чтобы устранить диссонанс, возникающий из-за различий между визуальной и вербальной информацией.
Эта тема обсуждается уже давно. Наш сайт месяц назад информировал своих посетителей о совместном заседании экспертных советов антимонопольного ведомства по рекламе, недобросовестной конкуренции и здравоохранению, где было решено создать перечень симптомов заболеваний, запрещенных к показу в рекламе лекарственных препаратов. Но разговор, состоявшийся на сессии «Фарма: те, которых нельзя называть: реклама фармацевтических препаратов, запреты и возможности сегодня» показал, что проблема гораздо шире. Мало запретить те или иные слова. Запрет должен распространяться на любые средства и приемы, которыми пользуются недобросовестные создатели рекламы для создания у потребителя иллюзий, ложных надежд, введения его в заблуждение. По сути дела речь идет о запрете на обман.