В Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН разработан противораковый препарат лактаптин. Он прошел доклинические исследования. Однако у него есть существенный недостаток: он равномерно распределяется по органам и тканям при внутривенном введении и обладает коротким периодом полужизни (снижения содержания ниже 50 % первоначальной дозы) в организме. Ученые предложили использовать специфику топографии поверхности органов и тканей, подбирая молекулы, которые будут связываться только с определенным рельефом.
Для поиска таких молекул ученые использовали так называемый фаговый дисплей. В организм бактериофага встраиваются уникальные пептидные последовательности длиной 12 аминокислот, ответственные за поиск соответствующей мишени. «Мы перебрали больше миллиарда возможных вариантов двенадцатичленных комбинаций, — рассказал замдиректора ИХБФМ СО РАН кандидат биологических наук Владимир Рихтер. — Проведя селекцию, выбрали оптимальный тип бактериофага и пептидной цепочки, оптимальные для попадания к тому или иному виду опухоли. Расшифровав последовательность отобранных пептидов, встроили в ген лактаптина комбинацию нуклеотидов, кодирующих тот или иной выбранный пептид».
Получившаяся генно-инженерная конструкция состоит из «адресующей» и «киллерной» частей. Она может тиражироваться в лабораторных условиях. Уже проведен ряд экспериментов, которые подтвердили, что эффект подавления роста раковых клеток не отличается от применения исходного RL2, а адресность повысилась в 5—8 раз.
Установлено, что присоединение адресующего пептида к лактаптину не просто не снижает апоптического воздействия всей конструкции, но и значительно повышает противоопухолевый потенциал препарата.
Важно и то, что найден выход на основы новой технологии достижения лекарствами патологических новообразований посредством генно-модифицированных бактериофагов.