Разрешить параллельный импорт лекарств в Калининградскую область предложил ее губернатор Антон Алиханов.
Это предложение основано на международном принципе исчерпания прав, согласно которому правообладатель, реализовав продукцию в любой стране, больше не может указывать новым собственникам, что делать с этой продукцией дальше. Поэтому новый владелец имеет право перевозить товар через границу, внедрять его в гражданский оборот других стран и совершать любые уместные в его понимании манипуляции.
В России же исключительные права на товарный знак считаются исчерпанными, когда товар введен в оборот внутри этого государства. И закупать его за границей, чтобы привезти в Россию, у кого бы то ни было нельзя. Импорт к нам лекарств разрешается только если владелец товарного знака позволит, даже если товар (в данном случае лекарство и права на него) не раз перепродавались за рубежом.
По сути дела наше законодательство стоит на страже интересов правообладателя, давая ему возможность продавать и тот же товар несколько раз. В этом рассуждении, с точки зрения обывателя, российский фармрынок просто супервыгоден. Поэтому у нас цены на иные препараты превышают в десятки раз те, по которым они продаются за рубежом. «Встает вопрос: кого защищают такие меры?» — рассуждает Антон Алиханов.
В феврале запрет на параллельный импорт ограничил Конституционный суд, признавший допустимым ввоз товаров без согласия правообладателя в случае недобросовестности поведения последнего. В министерстве промышленности и торговли считают, что если в России будет разрешен параллельный импорт, то инвестиции в нашу фармпромышленность сократятся.
Однако введение параллельного импорта на территории Калининграда — шаг, который, скорее всего, поддержат в правительстве. Ведь речь идет о национальной безопасности.