Оказалось, что единственной причиной срыва более четверти всех тендеров стало неверное толкование заказчиками приказа Минздрава №871н.
Согласно этому документу при обосновании НМЦК на поставку лекарственных препаратов госзаказчики с января 2019 года стали использовать модель расчета по референтным ценам и выставить минимально возможную стоимость контракта. Из-за этого за 6 месяцев текущего года было сорвано 60,8 тыс. госзакупок в результате введения этой самой новой методики, поскольку компании стали избегать участия в торгах.
Теперь, когда случился массовый отказ от участия в тендерах, Минздрав заговорил о том, что его «не так поняли», и стал объяснять, как надо понимать новое законодательство, давая разъяснения заказчикам и поставщикам «по вопросу использования цен». Но одно дело — разъяснение и совсем другое — утвержденный и подписанный по всем правилам приказ Минздрава. Ведь им будут руководствоваться правоохранительные органы в случае возникновения конфликта, а не объяснениями, «как надо понимать». И заказчики действуют по закону, а не по понятиям.
С точки зрения Минздрава, в сложившейся ситуации виноваты они, поскольку неверно истолковали нормы законодательства в сфере закупок, «не так поняли» приказ. И почему-то никто не думает о том, что неверное (или как теперь говорят, некорректное) толкование закона происходит, прежде всего, из-за отсутствия тщательной лингвистической экспертизы, которую должен проходить каждый законопроект до вступления в силу, и которая исключает двоякое толкование (понимание) правового документа.